ООО «НПК ПОЖХИМЗАЩИТА» — РАЗРАБОТЧИК И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ И СПАСЕНИЯ МАРКИ «ШАНС»
+7 (495) 540-50-37

Современные методы обучения вопросам пожарной безопасности

25.06.2020

Профессиональное обучение пожарно-техническому минимуму обязательно включает в себя практическую часть. Однако в последнее время многие учебные центры про нее как будто забыли. 

А ведь что может быть важнее научить человека потушить пожар, не только на рабочем месте, но и дома? Наверно всем хочется сохранить своё имущество при пожаре! 

А как действовать при пожаре? Как пользоваться средством индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасателем)? Как действовать в дыму? 

Эти навыки могут спасти вам жизнь!

Пожарные подразделения мгновенно не смогут оказаться у вас при пожаре, им нужно время на обработку звонка, сбор, прибытие, разведку, развертывание сил и средств. 

Поэтому чтобы не дать пожару распространиться, нанести крупный материальный ущерб, привести к гибели людей, пожар лучше всего тушить в его начальной стадии.

Более того в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (см. статью 34 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности», пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390) каждый гражданин обязан принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров.

Но что значит «принимать посильные меры»? 

По моему мнению, каждый гражданин на основе своего внутреннего убеждения должен принимать решение о таких действиях. При тушении пожара или эвакуации людей человек должен осознавать все опасности, связанные с этим. 

Однако, если он не подготовлен ни технически, ни морально, то какой результат будет от его действий? Неподготовленный гражданин в такой ситуации может подвергнуть риску не только свою жизнь, но и жизни других. 

А если человек будет обучен необходимым навыкам, и еще у него будет иметься самоспасатель и огнестойкая накидка, то он вполне может справиться с пожаром в его начальной стадии. Пожары не только уничтожают имущество, но и забирают жизни людей. 

Во время пожара бывает так, что не все успевают вовремя покинуть горящее здание. 

Потушив пожар в его начальной стадии Вы можете предотвратить гибель людей!

Давайте теперь вспомним о «Зимней Вишне», где пожар начался в детском игровом парке. Была ли возможность у персонала потушить пожар в начальной стадии? 

На мой взгляд была! Но персонал не был готов и не был обучен. Не воспользовался огнетушителями, а просто эвакуировался. 

Руководитель организации, направляющий своих работников на обучение ПТМ, должен понимать всю важность данного обучения и требовать от учебных центров обязательные практические занятия.

В практическую часть занятий обычно входят:

- работа с огнетушителем на модельном очаге пожара;

- отработка действий при обнаружении пожара.

При проведении этих занятий имеются проблемные вопросы. Давайте их рассмотрим.

Работа с огнетушителем на модельном очаге пожара.

Самый распространенный класс пожара - класс А (твердые вещества). Модельный очаг пожара класса А представляет собой деревянный штабель в виде куба. Этот куб поджигают и через определенное время его необходимо потушить огнетушителем. 

Здесь и возникает первый вопрос: где проводить такие занятия? В любом населенном пункте мест где можно официально без нарушения требований пожарной безопасности разжечь огонь практически нет. 

Для проведения таких занятий необходимы специальные полигоны для изучения и отработки действий при пожаре. Обычно на эти полигоны трудно попасть, а при плохой погоде (сильный ветер, осадки) провести на них занятия вообще невозможно. 

А что если таким способом требуется обучить большое количество человек, сколько это займет времени? Также для каждого обучаемого необходим новый деревянный штабель! Сколько потребуется использовать огнетушителей и сжечь древесины? Насколько это целесообразно?

Отработка действий при обнаружении пожара.

Как отработать этот вопрос на практике? Если все проговаривать в устной форме, то зачем тогда этот вопрос входит в практическую часть занятий? 

В соответствии с действующим законодательством, обучение значительной части граждан (руководители и главные специалисты организации; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы и прочие) должно проводиться с отрывом от производства, то есть в учебном центре. 

Но каким образом отработать действия при пожаре в учебном центре? Как отработать звонок в пожарную охрану, отключение электроэнергии и.т.д.?

Для решения всех этих проблем нужны современные методы обучения, и они существуют. 

Одним из таких методов является интерактивный тренажерный комплекс «Шанс» по применению первичных средств пожаротушения от компании ООО «НПК Пожхимзащита».


Данный комплекс предназначен для приобретения теоретических знаний и закрепления практических навыков эксплуатации переносных огнетушителей при тушении пожаров в зданиях офисного, производственного или складского назначения, а также для отработки действий при обнаружении пожара.

Описание программного обеспечения.

Программное обеспечение комплекса позволяет использовать систему компьютерного зрения – трехмерное интерактивное изображение помещения и расположенного в нем объектов: очага пожара, задымления, огнетушащей струи, изменения площади пожара в зависимости от действия. 

Программное обеспечение учитывает симуляцию физических законов в процессе выполнения интерактивного ситуационного сценария в режиме реального времени.

Эффективность тушения очага интерактивного пожара обусловлена временем выхода огнетушащего вещества из огнетушителя и точности наведения струи (эл. метки) на очаг. 

Программное обеспечение имеет: два режима работы - обучение и тестирование (зачет без оценки) и пять сценариев пожара в зависимости от вида горючего материала.


Обучаемые имеют возможность:

- отрабатывать навыки по ликвидации «виртуального» пожара, манипулируя огнетушителем и направляя струю огнетушащего вещества на очаг пожара;

- учиться определять класс пожара и правильно осуществлять выбор соответствующего огнетушителя;

- оценивать и корректировать свои действия.

Преподаватель имеет возможность:

- автоматически оценивать действия обучаемого;

- предоставлять обучаемому на выбор один из пяти сценариев пожара.

Виды сценариев интерактивных пожаров предусматривают: 

- применение ручных огнетушителей при горении твердых горючих материалов;применение ручных огнетушителей при горении горючих жидкостей;

- применение ручных огнетушителей при горении горючих газов;

- применение ручных огнетушителей при возгорании оборудования под напряжением;

- применение ручных огнетушителей при возгорании комбинированных очагов пожара.

Преимуществами данного комплекса являются:

- мобильность, время установки и настройки не более 20 минут;

- неограниченное количество обучаемых;

- простота настройки и использования;

- реальный вес огнетушителей;

- звуковое сопровождение (горение, использование огнетушителя);

- два режима работы (обучение и тестирование);

- пять сценариев пожара в зависимости от вида горючего материала.

В состав комплекса входит:

- мобильная стойка с оборудованием и информационной панелью;

- три массогабаритные модели огнетушителей различных типов с электронной лазерной насадкой (раструб);

- проекционный экран на штативе;

- мультимедиа-проектор с короткофокусным объективом и портативной камерой;

- персональный компьютер (ноутбук) с ОС Windows;

- дидактическое программное обеспечение;

- беспроводной пульт управления;

- мультимедийный динамик (система озвучивания);

- сетевой фильтр;

- устройство зарядки лазерной насадки (раструба);

- брошюры - руководство по сборке и руководство по эксплуатации.

Учебно-консультационный центр «Шанс» в своей работе успешно применяет данный тренажер, и целый ряд государственных компаний уже приобрели такие комплексы и сейчас проводят по ним обучение своих сотрудников. 

От пользователей поступает масса положительных отзывов!


Тренажерные комплексы позволяют обучаемым наработать необходимые навыки при возникновении пожара, в том числе: сообщение о пожаре, отключение электроснабжения, использование первичных средств пожаротушения. 

Программы тренажерного комплекса максимально приближены к реальным ситуациям, которые могут возникнуть в организации. Комплекс мобилен (время установки и настройки оборудования не более 20 минут), обучение можно проводить не только в учебном классе, но и в любом подразделении организации, специально оборудованное место не требуется.

Сейчас активно происходят изменения в законодательстве о пожарной безопасности, возможно стоит отказаться от тушения модельных очагов при обучении и использовать современные методы обучения? 

Современные технологии в достаточной степени могут заменить настоящий огонь.

Интерактивный тренажерный комплекс «Шанс» по применению первичных средств пожаротушения идеально подойдет для учебных центров, а также для крупных организаций, которые самостоятельно проводят обучение.

ООО «НПК Пожхимзащита» выезжает в организации и учреждения Москвы и Московской области для проведения практических тренингов с использованием мобильной версии ИТК «Шанс». Если заказчик закупил продукцию марки «Шанс» на определенную сумму, то такие тренинги для них – БЕСПЛАТНЫЕ. В остальных случаях на договорной основе.

 

Начальник учебно-консультационного центра «Шанс» ООО «НПК Пожхимзащита» 

Крылов Вадим Николаевич.