ООО «НПК ПОЖХИМЗАЩИТА» — РАЗРАБОТЧИК И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ И СПАСЕНИЯ МАРКИ «ШАНС»
+7 (495) 540-50-37

ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2019г. цены на продукцию марки «Шанс» будут увеличены на 4-7%.   

Каталог для просмотра / скачивания


Презентация "Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации" 
(согласно ГОСТ Р 58202-2018). Дата введения данного ГОСТа - 01.02.2019г. 

Мнимые страхи по поводу ГОСТ Р 58202–2018

11.02.2019

1 февраля 2019 года вступил в силу ГОСТ Р 58202 – 2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования» (далее — ГОСТ Р 58202–2018).

Еще до вступления в силу ГОСТ Р 58202–2018 вызвал бурные обсуждения, причем мнения по поводу этого нормативного документа прямо противоположные.

Первое: стандарт является очередным шагом в повышении пожарной безопасности населения страны.

Второе: стандарт принуждает бороться с мнимыми угрозами и создает опасности для бизнеса.

Второе мнение, в частности, активно высказывается представителями отельного бизнеса. Причем не уточняется, какого рода опасности создает стандарт для владельцев отелей. Можно только догадываться, что этот документ принудит их нести непомерные финансовые затраты, совсем не нужные для усиления защищенности своего персонала и постояльцев от опасных факторов пожара.

Такие претензии можно считать вполне справедливыми, если в отеле и без средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) обеспечивается безопасная эвакуация всех пребывающих там людей в случае пожара.

Зачем тогда предъявлять претензии к стандарту? Стоит прочитать его повнимательнее и понять, что в требованиях этого документа заложен именно такой принцип:

если на объекте эвакуация обеспечивается без применения СИЗ, то в их использовании нет необходимости. Следовательно, документ не должен волновать тех, у кого с пожарной безопасностью все в порядке. Так кто же тогда так переживает? Логично предположить наличие волнений у тех, кто чувствует, что с обеспечением пожарной безопасности у них не все хорошо. Да и стоит ли так волноваться? Насколько велики финансовые затраты на СИЗ? Можно твердить как мантру, что требования ГОСТ Р 58202–2018 разорят отельный бизнес, но лучше спокойно подсчитать, во что выливается приобретение СИЗ. А выливается это мероприятие до 500 руб. в год на одного человека или 1,2 руб. в сутки. Неужели так кошмарно?

Сравните с расходами на оборудование номеров, текущими расходами на обслуживание проживания, зарплату персоналу и т. п. Да даже с затратами на туалетные принадлежности. Неужели так накладно предоставить клиенту дополнительную услугу по обеспечению безопасности за рубль двадцать при стоимости суточного проживания в несколько тысяч рублей?

Если подумать, то за такие мизерные траты можно приобрести серьезное конкурентное преимущество, свидетельствующее в пользу заботы о клиентах. Особенно это актуально для иностранных туристов, к привлечению которых призывает Правительство РФ. А их пропаганда настойчиво вбивает людям в голову, что в России безопасность не обеспечивается. Вот и получается, что противники повышения уровня пожарной безопасности, в том числе за счет оснащения мест проживания противопожарными СИЗ, становятся сторонниками такого рода пропаганды.


Может в лучших мировых сетевых отелях такие средства не используются? Или мы сознательно не хотим приближаться к лучшим, экономия в рубль двадцать важнее? 

Множество вопросов возникает по поводу обязательности применения требований стандарта. Большинство выступающих по этому поводу экспертов склоняются к добровольности применения. Той же позиции придерживаются авторы разъяснительного письма МЧС России. Считаем, что с такими разъяснениями не стоит торопиться. Действовать необходимо не по понятиям и чьим-то желаниям, а в соответствии с законодательством РФ.

Ссылка на Федеральный Закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ, в статье 4 которого установлен принцип добровольности применения стандартов, является весьма неубедительной. Если посмотреть в закон повнимательнее, то можно увидеть, что в статье 5 применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (далее — Закон № 184-ФЗ).

Применяется ли рассматриваемый ГОСТ для целей технического регулирования? В соответствии со статьей 1 сфера примененияЗакона № 184-ФЗ — отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии с ГОСТ 25866–83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» система эксплуатации представляет собой совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации. Средствами эксплуатации являются здания, сооружения, средства технологического оснащения, запасные части и эксплуатационные материалы, необходимые для эксплуатации изделия. Таким образом, рассматриваемый ГОСТ, регулирующий отношения в системе эксплуатации противопожарных СИЗ, является документом по стандартизации для целей технического регулирования.

В соответствии со статьей 46 Закона № 84-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей цели, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. 

СИЗ используются с целью защиты жизни и здоровья граждан, технических регламентов, устанавливающих требования к эксплуатации нет, поэтому ГОСТ, как документ федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному исполнению в соответствии со статьей 46 Закона № 184-ФЗ.

Очень хочется пожелать отельерам, чтобы ни у кого и никогда не случился пожар, да еще с гибелью или отравлением людей. Оправдываться ведь придется за обеспечение требований законодательства, а тут не прикрыться рекомендациями горе-экспертов или индульгенциями в виде разъяснительных писем отдельных должностных лиц.

Вызывает недоумение и заявление о том, что ГОСТ Р 58202–2018 кем-то пролоббирован и даже известно кем. При этом авторы заявления почему-то стесняются назвать лоббистов. Можем им помочь и перечислить, что пролоббировало стандарт.

  1. Подтвержденный официальной статистикой факт, что в РФ на 100 тыс. населения погибает на пожарах в 10–20 раз больше людей, чем в развитых странах мира. Россия по этому показателю находится в одной компании с такими странами, как Алжир, Зимбабве, Намибия, Мавритания, Новая Гвинея. Получается, что с пожарной безопасностью в России далеко не все благополучно, поэтому любой шаг по ее укреплению не является избыточным.
  2. Факт, что более 70 % людей погибают на пожарах от отравления продуктами горения. СИЗ являются эффективными средствами, защищающими именно от продуктов горения.
  3. Требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ (далее — Закон № 123-ФЗ), устанавливающего применение СИЗ в качестве одного из способов защиты людей от опасных факторов пожара.
  4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, предусматривающий обязанности руководителей и граждан в области обеспечения пожарной безопасности. ГОСТ Р 58202–2018 направлен на установление норм и правил для облегчения и систематизации действий ответственных за пожарную безопасность людей.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» от 14 апреля 2017 года № 447 — это непосредственно для отельеров.
  6. Конституция Российской Федерации, гарантирующая гражданам право на обеспечение безопасности. 

Так что разработка рассматриваемого ГОСТ осуществлялась не по чьему-то субъективному желанию, а во исполнение требований действующего законодательства. И не надо вводить в заблуждение людей, утверждая, что ГОСТ Р 58202–2018 появился только по причине «Зимней вишни». Эти печальные события, которые мы так быстро забываем, стали лишь последней каплей, подтолкнувшей к введению ГОСТ. Гораздо раньше, в 2009 году был разработан подобного содержания Свод правил к Закону № 123-ФЗ, который не прошел по причине популярного тогда лозунга «не надо кошмарить бизнес». 

Попытка реанимировать его в 2013 году натолкнулась на противодействие того же лозунга. После «Зимней вишни» лозунг вроде перестал быть актуальным, но нет, его дружно подхватили отельеры, доказывая, что рубль двадцать дороже усилий по повышению пожарной безопасности своих объектов. 

Мы далеки от мысли, что применение решит все проблемы, но многолетняя практика применения гражданами специальных на пожарах убедительно доказывает, что за счет их использования уже сохранены многие жизни. А жизнь человека стоит далеко не рубль двадцать.