ООО «НПК ПОЖХИМЗАЩИТА» — РАЗРАБОТЧИК И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ И СПАСЕНИЯ МАРКИ «ШАНС»
+7 (495) 540-50-37

 Каталог для просмотра / скачивания.


Презентация "Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации" (согласно ГОСТ Р 58202-2018).

Открытое письмо об огнетушащих порошках

11.10.2018


Уважаемые коллеги!

      Обращаемся к Вам за поддержкой в вопросе обсуждения и принятия межгосударственного стандарта "Техника пожарная. Огнетушащие порошки общего назначения. Общие технические требования и методы испытаний".
Разработке межгосударственного стандарта предшествовала 6-ти летняя деятельность Ассоциации "Союз 01" по общественному контролю качества огнетушащих порошков, которая включала в себя:

  • первые контрольные испытания в 2012 году, когда российскими производителями огнетушащих порошков были добровольно представлены контрольные образцы, и ни один из них не смог справиться с модельным очагом, предусмотренным ГОСТ Р 51057-2001;
  • вторые контрольные испытания в 2012 году, когда представленные российскими производителями образцы справились с модельными очагами, а присутствующие производители и эксперты убедились в возможности серийного производства в России огнетушащих порошков, соответствующих ГОСТ Р 53280.4-2009;
  • третьи контрольные испытания в 2012 году, когда из закупленных в торговых сетях образцов переносных и передвижных порошковых огнетушителей ни один из них не смог потушить предусмотренным для них ГОСТ Р 51057-2001 и ГОСТ Р 51017-2009 модельные очаги;
  • четвертые контрольные испытания в 2013 году, когда в результате 117 опытов только половина из закупленных образцов переносных и передвижных порошковых огнетушителей смогла потушить предусмотренные для них ГОСТ Р 51057-2001 и ГОСТ Р 51017-2009 модельные очаги;
  • постоянный (непубличный) мониторинг качества огнетушащих порошков, заключающийся в регулярной проверке огнетушащей способности образцов порошковых огнетушителей, находящихся в обращении, на предусмотренных для них модельных очагах;
  • обращения граждан о разрыве корпуса порошкового огнетушителя с причинением тяжелых травм находившимся рядом людям (с последующей инвалидностью).

    Контрольные испытания проходили публично (имеются полные видеоотчеты и подписанные участниками протоколы), с участием представителей производителей, профессиональных участников рынка огнетушителей, экспертов ВНИИПО и АГПС МЧС России.

Особое внимание при испытаниях уделялось влажности пиломатериалов, используемых в качестве модельного очага по классу А, например, выяснилось, что производители огнетушителей делают выводы о качестве огнетушащего порошка на основании испытаний на модельном очаге по классу А из пиломатериалов, имеющих влажность намного выше предусмотренной ГОСТ Р 53280.4-2009. Кроме того, в существующих ГОСТ Р на огнетушащие порошки и порошковые огнетушители заявлены различные разрешенные диапазоны влажности древесины, используемой в качестве модельных очагов.

Самым деморализующим фактором для присутствующих на контрольных испытаниях явилось огромное количество опытов по тушению модельных очагов по классу А при полном отсутствии какого-либо видимого подавления реакции горения струей огнетушащего порошка. При этом остальные требования ГОСТ Р 51057-2001, такие, как длительность и дальность выброса, массовый остаток в огнетушителе были удовлетворительными. Пример такого «тушения»: https://www.youtube.com/watch?v=ZS-6Coe4s8g

Все образцы огнетушащих порошков из огнетушителей, не справившихся с модельными очагами, были направлены на проверку содержания основного тушащего вещества (фосфата аммония), после чего был сделан вывод о его практически полном отсутствии.

Общий вывод, который можно сделать по результатам мероприятий общественного контроля следующий: основной причиной недееспособности образцов порошковых огнетушителей является некачественный огнетушащий порошок. Производители огнетушащего порошка и огнетушителей извлекают незаконную прибыль, заменяя качественное сырье менее качественным – в данном случае на экономии основного тушащего компонента – фосфата аммония. При этом значительное количество порошковых огнетушителей, находящихся в обращении, заряжены порошками-имитаторами, которые изначально не предназначены для использования по назначению, не соответствуют ГОСТ Р по важнейшему показателю качества – своей огнетушащей способности.

Недобросовестные производители огнетушащих порошков пользуются, например, следующей возможностью, затрудняющей выявление недоброкачественного огнетушащего порошка: огнетушащая способность огнетушащего порошка проверяется с использованием редко встречаемого в обращении порошкового огнетушителя с зарядом 3 кг (1А по классу А). Самой массовой моделью является порошковый огнетушитель с зарядом 4 кг (2 А по классу А) и более крупные модели, поэтому проверка огнетушащей способности порошкового огнетушителя формально не может свидетельствовать о качестве огнетушащего порошка. По этой причине официальная проверка качеств именно огнетушащего порошка, а не порошкового огнетушителя, чрезвычайно затруднена. Только полной деградацией можно назвать то, что производители, в погоне за экономией, стали допускать применение в составе огнетушащего порошка недопустимое смешивание аммонийных солей и карбонатов запрещенное во всѐм мире включая и РФ. Они, как известно, вступают в химическую реакцию гидролиза с выделением воды (порошок становится «камнем», а огнетушитель - неработоспособным), и выделение углекислого газа, способствующих увеличению давления внутри корпуса порошкового огнетушителя и его разрыву.

У нас есть понимание, что в данном случае речь идет о таком правонарушении, как фальсификация огнетушащих порошков, в результате умышленных действий их производителей, а не ошибках или недочетах при их производстве. Общественная опасность данного правонарушения очевидна: порошковые огнетушители являются самым массовым средством первичного пожаротушения, а их недееспособность создает недопустимые пожарные риски, как на объектах социальной сферы, так оборонных и опасных производственных объектах.

Мы утверждаем, что в России есть все возможности (и сырье, и производственные мощности) для производства качественных огнетушащих порошков, но в настоящее время удельный вес фальсификата недопустимо велик, он просто огромен. Потребители являются самой пострадавшей стороной, выделяя немалые финансовые ресурсы на приобретение этих средств защиты, изначально не предназначенных для применения по назначению, но самое главное – не подозревая, насколько недопустимые риски при этом создаются. У любого человека есть ясное понимание, что речь идет исключительно о безопасности людей.

Мы предлагаем введением в межгосударственный стандарт, давно используемые в стандартах ИСО, требования и методы проверки огнетушащих порошков, для создания условий по удалению с рынка фальсифицированного огнетушащего порошка, и тем самым снизить пожарные риски Потребителей. Мы запрашиваем Вашу поддержку на предлагаемые нами следующие ключевые изменения, по сравнению с действующим ГОСТ Р 53280.4-2009 "Установки пожаротушения автоматические. Огнетушащие вещества. Часть 4. Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования и методы испытаний":

  1.  Ужесточение требований по огнетушащей способности по классу А (тушение твердых горючих веществ), как основной проблеме потребителей, поскольку это буквально все, что нас окружает.
  2. Установление в составе огнетушащего порошка минимального процентного содержания основного тушащего вещества, являющегося одновременно объектом незаконной "экономии" со стороны производителей, а также ужесточение требований к декларации химических компонентов огнетушащего порошка, как самому простому способу определения соответствия.
  3. Недопущение в составе огнетушащего порошка одновременного наличия аммонийных солей и карбонатов. Смешение недопустимо, так как производит реакция гидролиза, с выделением воды и газа, что приводит к недееспособности огнетушителя из-за «окаменения» огнетушащего порошка, а также повышению давления внутри корпуса огнетушителя, что резко увеличивает неприемлемый риск его разрыва.
  4. Введение измерения массы модельного очага по классу А при проверке огнетушащей способности, как важнейшего критерия повторяемости и сопоставимости результатов испытаний огнетушащей способности.
  5. Уточнение методов испытаний (в т.ч. огнетушащей способности) по аналогии с ИСО 7202 и ИСО 7165, с целью недопущения манипуляций при проведении испытаний и повышению повторяемости и сопоставимости результатов. В тексте проекта МГС приведена доступная для потребителей методика, разработанная ВНИИПО, для экспресс-контроля качества огнетушащих порошков.

Принятие межгосударственного стандарта с указанными принципиальными изменениями явится важнейшей мерой промышленной политики, в результате которой будут утверждены требования и методы проверки их соблюдения, которые упростят выявление фальсификата, как на стадии производства, та и на стадии обращения. Тем самым будут созданы необходимые условия, при которых станет возможным снижение в общем объеме удельного веса производства и обращения фальсифицированных огнетушащих порошков.

Мы просим Вас проявить свой профессионализм, внимательно проанализировать имеющуюся информацию, сделать выводы, и принять решение о поддержке предложенного проекта межгосударственного стандарта, проявив свою гражданскую и научную позицию, для повышения безопасности людей.

Убедительно просим поддержать проект межгосударственного стандарта на огнетушащие порошки с предлагаемыми ключевыми изменениями.

                                    С уважением,
                                    Исполнительный директор                                                   С.П.Чеботарев